Важнейшая из характеристик – это вязкость масла.

Она должна быть стабильной в широком температурном диапазоне и не должна сильно меняться в течение всего межсервисного интервала (т.е. от замены до замены). Вязкость - это первая (иногда единственная) характеристика, на которую обращает внимание потребитель при выборе масла. Сложность в том, что кинематическая вязкость меняется в зависимости от температуры, и для идеального масла, нужно чтобы этот показатель не изменялся в широком диапазоне температур. Например, температура масла в двигателе может изменяться в промежутке от -47 до 200 градусов по Цельсию и задача состоит в том, чтобы на морозе масло оставалось достаточно текучим и поступало к деталям, а в разогретом (а иногда в перегретом) виде оставалось достаточно вязким, чтобы надежно защищать детали двигателя от трения  и износа. К этому добавляются требования производителей автомобилей с учетом всех систем и режимов работы двигателя. Невозможно создать жидкость, которая будет одинаково работать в столь разных температурных условиях! Поэтому определиться с выбором вязкости, иногда бывает трудно: какой бы выбор не сделали - это всегда компромисс. Применение излишне вязких масел увеличивает расход топлива, затрудняет холодный пуск двигателя. Применение масел с недостаточной вязкостью увеличивает износ деталей и расход масла на угар. Добавляют сложности в этот вопрос и климатические условия, в которых эксплуатируется автомобиль. Климатические условия России  считаются сложными, так как сезонные и суточные колебания температуры воздуха очень велики. И рекомендации производителей автомобилей не всегда учитывают это.

С целью унификации требований и удобства подбора масла была создана классификация SAE (Society of Automotive Engineers – Общество автомобильных инженеров США). Она делит моторные масла на 12 классов. Подавляющее большинство масел на рынке являются всесезонными и имеют двойную маркировку по SAE, то есть учитывается вязкость масла не только при рабочей температуре, но и на морозе. Например: 5W-40, где 5W – указывает на низкотемпературные свойства, а 40 – вязкость в прогретом состоянии (при 100 градусов по Цельсию). Причем и 5W и 40 – это лишь условные индексы, которые ограничивают значения вязкости в определенном диапазоне.
Таблица 1. Классификация SAE J300

Класс по SAE Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t = 100 °C Min вязкость HTHS, мПа·с при t = 150 °C и скорости сдвига 106 с?1
Max вязкость, мПа·с, при температуре, °С Min Max
0W 6200 при ?35 °С 60000 при ?40 °C 3,8 - -
5W 6600 при ?30 °С 60000 при ?35 °С 3,8 - -
10W 7000 при ?25 °С 60000 при ?30 °С 4,1 - -
15W 7000 при ?20 °С 60000 при ?25 °С 5,6 - -
20W 9500 при ?15 °С 60000 при ?20 °С 5,6 - -
25W 13000 при ?10 °С 60000 при ?15 °С 9,2 - -
20 - - 5,6 < 9,3 2,6
30 - - 9,3 < 12,5 2,9
40 - - 12,5 < 16,3 2,9 (0W-40 ; 5W-40;10W-40)
40 - - 12,5 < 16,3 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 - - 16,3 < 21,9 3,7
60 - - 21,9 < 26,1 3,7


Из таблицы видно, что заданы минимальные и максимальные значения.

Реальные значения вязкости у разных образцов масла, даже одного класса по SAE, будут отличаться, но в пределах, которые предписаны стандартом.

Кроме того стандарты SAE регламентируют динамическую вязкость, то есть сопротивление масла на сдвиг. Эта характеристика влияет на топливную экономичность.

Справка: необходимый диапазон вязкости моторных масел XENUM достигается, прежде всего, тщательным подбором базовых масел, имеющих очень высокий индекс вязкости. При таком подходе необходимость использования полимерных загустителей сводится к минимуму. Это недешево, но только так создается уникальное по запасу прочности масло. Вот почему масло XENUM можно использовать при увеличенных межсервисных интервалах.


Следующая характеристика моторного масла - это температура вспышки.

Она косвенно указывает на интенсивность испарения наиболее легких фракций. Современное масло не должно иметь температуру вспышки ниже 200 градусов по Цельсию (это по ГОСТу). А для хорошего масла этот параметр находится в диапазоне 220-240 градусов. Для потребителя: низкая температура вспышки обернется повышенным расходом масла на угар.

 

Общее щелочное число и сульфатная зольность – две связанные между собой характеристики.

Процессы окисления органических соединений - это основа жизни. Они происходят и в нашем организме, и в камере сгорания двигателя, выделяя при этом необходимую энергию. Но есть и обратная сторона этого процесса. Окисляется и масло, и металл – что является нежелательным. Эти процессы происходят в присутствии кислорода и чем выше температура, тем быстрее протекает процесс окисления. Кроме того, в любом топливе присутствует сера, которая при взаимодействии с водой и кислородом образует серную кислоту. Окислительные процессы необходимо нейтрализовать, иначе они разрушат двигатель. Для этого в моторное масло обязательно добавляются моющие и диспергирующие присадки. Они обеспечивают чистоту внутренних поверхностей двигателя и нейтрализуют кислоты. Эти присадки обязательно содержат соединения металлов, которые не сгорают полностью и образуют сульфатную золу. Такие отложения, во-первых забивают системы нейтрализации выхлопных газов, а во-вторых являются абразивом. Поэтому количество и качество моющих и диспергирующих присадок в масле - это очень важный вопрос. Качество должно быть высоким, а количество сбалансированным, причем, для конкретного региона и условий эксплуатации. Например, в Европе двигатели современных автомобилей очень экологичны, а топливо содержит мало серы. Поэтому в Европе зольность масла должна быть низкой. И это нормируется общеотраслевыми стандартами. В России, несмотря на ужесточение требований, топливо высоко-сернистое, а автопарк очень разнообразен и не очень экологичен. Поэтому щелочное число масла должно быть достаточно высоким. Зольность отходит на второй план.  Учитывая вышесказанное, надо понимать, что нет моторного масла, которое бы одинаково хорошо подходило для российского рынка и для Европы.

В России сложные климатические условия, поэтому важен еще и такой параметр как температура застывания масла. Отчасти она зависит от депрессорных присадок, которые добавляются в масло и понижают температуру, при которой масло критически густеет. Но в основном – это вопрос качества и подходящего состава базового масла. Различают температуру застывания и температуру прокачиваемости масла по системе, которая на 5-7 градусов выше температуры застывания. Это очень важно, ведь если Вы заведете двигатель на морозе, а масло не будет прокачиваться и поступать к парам трения - двигатель заклинит. По этой причине не рекомендуется заводить автомобиль в сильный мороз на буксире.

в создании статьи использовались методические материалы ООО "Европа", за что их сердечно благодарим   

Внимание! это сообщение появляется в Демо-версии.