Общие понятия и тенденции развития рынка автомобилестроения, влияющие на требования  к моторному маслу. Функции и основные свойства  моторного масла.

Индустрия автомобилестроения одна из наиболее быстроразвивающихся областей нашей жизни.  Если раньше конструкция двигателя могла десятки лет обходиться без существенных изменений, то теперь технологические новинки применяются постоянно. Меняются не только отдельные детали и материалы, но и целые технически сложные системы. Все это непосредственным образом отражается в новых требованиях к моторному маслу.

Можно сформулировать основные тенденции в совершенствовании двигателей. Первая – повышение мощности двигателя при одновременном снижении расхода топлива. Такой цели можно добиться только обеспечив более эффективное, полное и контролируемое сгорание топлива. Вторая тенденция – увеличение межсервисного интервала обслуживания автомобиля требует применения более надежных узлов и систем, многие из которых стали необслуживаемыми. Ровно той же надежности и увеличенного ресурса требуют производители автомобилей от технических жидкостей. Почти каждая новая система вносит свои требования к моторному маслу.

Вот лишь основные изменения и дополнения к конструкции двигателя:

- Системы изменения фаз газораспределения (VVT-i, i-VTEC, MIVEC, VANOS и др.). Почти на всех современных бензиновых двигателях применена та или иная система изменения фаз газораспределения. Это позволило значительно выровнять кривую мощности во всем диапазоне оборотов двигателя, что сделало двигатели более «эластичными», а эксплуатацию автомобиля более комфортной. Любая из этих систем требует стабильной и строго определенной вязкости масла в широком температурном диапазоне. Чтобы добиться такого результата, компания XENUM применяет элитные, тщательно отобранные базовые масла с очень высоким индексом вязкости. Это позволяет добиться невероятно стабильной вязкости на протяжении всего срока службы моторного масла. Двигатель идеально защищен весь рекомендованный межсервисный интервал.

- На бензиновых двигателях стали применять системы непосредственного впрыска топлива (GDI, D-4, FSI и др.) Для правильного смесеобразования и сгорания очень важно, чтобы в камере сгорания не было избыточного нагара. Моторное масло должно обладать повышенной термостабильностью, улучшенными моющими свойствами для снижения нагарообразования.

- Система изменения высоты подъема клапанов на некоторых двигателях полностью заменяет дроссельную заслонку. В таких системах очень важна точность дозирования воздуха. Если клапана и седла клапанов в нагаре, то должной точности не добиться. Масло должно эффективно отмывать нагар и само не оставлять отложений.

- Применение турбин, как систем форсирования двигателей, получает развитие в применении двух разноразмерных турбин (TWIN-TURBO), а также турбин с изменяемой геометрией лопастей.  Для более эффективного смазывания, теплоотвода и продления ресурса турбины требуется маловязкое масло, не образующее отложений в высокотемпературных зонах. Полным набором таких характеристик обладает топовая линейка масел XENUM.

- На дизельных двигателях модернизируют систему подачи топлива, применяя насос-форсунки (Pumpe-Duse) и систему впрыска с общей магистралью высокого давления (Common Rail). Масло должно иметь стабильную вязкость в течение всего межсервисного интервала (так как при потере вязкости управление этими системами работает некорректно) и  улучшенные моющие свойства для уменьшения нагарообразования. Эти требования прописаны в ряде допусков автопроизводителей, а также в классификации АСЕА – B4. Масло XENUM, предназначенное для дизельных двигателей превосходит требования ACEA-В4.

- Давно применяются системы рециркуляции отработавших газов с использованием EGR-клапана. Применение таких решений продиктовано экологическими требованиями. Для чистоты и нормального функционирования таких систем обязательно применение моторного масла с низким расходом на угар и низкой зольностью.

Есть еще целый ряд решений, направленных на удовлетворение экологических требований: каталитические нейтрализаторы различных конструкций, сажевые фильтры (DPF). Это достаточно хрупкие и дорогие компоненты. Они очень чувствительны к качеству топлива и масла. Пакет присадок обязательно должен быть малозольным (Low SAPS). Работая в Европе, инженеры компании XENUM пристально следят за экологической безопасностью продукции. Использование инновационных пакетов присадок позволяет добиться высокой степени защиты двигателя и при этом укладываться в нормативы евростандартов по зольности. Очень часто  современные масла самых известных производителей  не могут удовлетворить таким жестким и противоречивым требованиям.

Таким образом, к традиционным функциям и свойствам моторных масел добавились и новые задачи.  Хорошее масло должно выполнять в двигателе следующую работу:

1. Формировать стабильную смазывающую пленку на деталях, тем самым снижая трение и препятствуя износу двигателя.

2. Эффективно отводить тепло из горячих зон двигателя и в парах трения.

3. Уплотнять  рабочие зазоры цилиндро-поршневой группы между поршнем, кольцами и стенкой цилиндра, а также в подшипниках скольжения.

4. Удалять загрязнения различного характера и не давать им вновь откладываться на деталях.

5. Масло должно защищать детали двигателя от окисления и коррозии.

6. Служить рабочей жидкостью для некоторых систем двигателя таких как гидрокомпенсаторы зазоров клапанов, гидронатяжители ремней, цепей и тд.

А теперь то, чего с хорошим маслом происходить не должно:

1. Не должно терять вязкостные характеристики весь срок службы.

2. Не должно само создавать вредные для двигателя отложения. Например, зольные отложения и другие продукты распада.

3. Не должно окисляться, так как это негативно влияет почти на все остальные свойства масла.

4. Не должно иметь высокую испаряемость, так как будут значительные потери на угар.

5. Не должно излишне густеть при низких температурах, так как это ведет к потере текучести и невозможности эксплуатации автомобиля

Для того чтобы выполнять свои функции, каждая из которых очень важна, масло должно обладать определенными свойствами, которые задаются на этапе производства и отражены в наборе характеристик. Для каждого сорта масла этот набор индивидуален.

в создании статьи использовались методические материалы ООО "Европа", за что их сердечно благодарим  

Внимание! это сообщение появляется в Демо-версии.