Состав моторного масла. Типы.  Производство.

Все важные характеристики, о которых говорили выше, достигаются использованием качественного сырья, правильным подбором композиции и соответствующим пакетом присадок. Выдающиеся характеристики масла достигаются применением дополнительных, иногда дорогостоящих ингредиентов.  Например, это твердые смазки, позволяющие защитить двигатель даже в экстремально жестких условиях. Какое масло в итоге выпустить на рынок – решает производитель, опираясь на предпочтения потенциального потребителя.

Готовое к эксплуатации моторное масло – сложный продукт, процесс производства которого производители организуют по-разному. И все же любое моторное масло состоит из базового масла и пакета присадок.

БАЗОВОЕ МАСЛО – это основа готового продукта. Фундамент, от качества которого зависит очень много. Еще недавно было принято делить их по способу производства: минеральные (нефтяные), синтетические, HC-синтетические (гидрокрекинг), растительные. Сегодня очень редко производитель масла использует один вид базы при изготовлении моторного масла. Как правило, основой является смесь базовых масел. Для производителя наиболее важной характеристикой является индекс вязкости (VI – от Viscosity Index). Именно по этому признаку все базовые масла на рынке разбиты на классы по API:

Группа I (LVI) –минеральное масло, содержит менее 90% предельных углеводородов и имеет индекс вязкости от 80 до 120.

Группа II (MVI) – минеральное масло, содержит не менее 90% предельных углеводородов и имеет индекс вязкости от 80 до 120.

Группа III (HVI) – содержит не менее 90 % предельных углеводородов и имеет индекс вязкости более 120. Это глубокоочищенное минеральное, гидрокрекинговое (HC-синтез) масло. Наиболее распространенная группа базовых масел. Они обладают достаточно хорошими характеристиками при сравнительно не высоких затратах на производство.

Группа IV (VHVI) – синтетические полиалфаолефины (ПАО) с индексом вязкости не менее 130. Для данной группы определяющим является не столько индекс вязкости (такие значения характерны и для гидрокрекинговых базовых масел), сколько способ производства – полноценный синтез.  Полиальфаолефины отличаются продолжительной стойкостью к окислению в условиях высоких температур, но достаточно дороги в производстве. Поэтому их используют для производства высококачественных моторных масел.

Группа V  - синтетические базовые масла с высоким индексом вязкости, не вошедшие в группы с I по IV (в большинстве это сложные спирты и эфиры).

Многие синтетические базовые масла имеют выдающиеся отдельные эксплуатационные свойства, но при этом всей совокупностью необходимых характеристик не обладают. Поэтому их применяют в качестве добавочного ингредиента, улучшающего качество готового продукта. Так, в топовых маслах XENUM содержится 10% полиэстерового базового масла, что позволяет добиться существенного улучшения свойств готового продукта.

Получить достаточно качественное, всесезонное масло, используя исключительно минеральное сырье практически невозможно. Поэтому базовые масла I и II группы мало востребованы. Чаще всего за основу берут масло III группы или смеси II, III, IV, иногда V групп. Важно подобрать правильные пропорции для получения оптимального результата. Такую работу компании-производители масла ведут постоянно. Кто-то добивается удешевления продукта и минимальной цены, а компания XENUM борется за качество и выдающиеся свойства своих масел. Поэтому, для их производства используются только лучшие сорта базового масла.

Но даже качественное и правильно подобранное базовое масло не пригодно для использования в качестве моторного. Дальнейшего улучшения свойств добиваются введением специальных присадок, а чаще – готовых пакетов (наборов) присадок. Основная присадка - это МОДИФИКАТОР ВЯЗКОСТИ. Он позволяет увеличить индекс вязкости и значительно расширить температурный диапазон использования масла. По своей природе загустители - это высокомолекулярные полимеры. Их молекулы имеют сложную структуру. Часто они завернуты в спираль или свернуты в клубок. Последние поколения таких полимеров имеют звездообразную форму. Принцип работы таких присадок одинаков – при увеличении температуры цепочки распрямляются и образуют пространственный каркас, не позволяющий маслу разжижаться. Самый большой недостаток такой технологии - это подверженность таких полимеров механической деструкции. То есть под воздействием температуры и механических нагрузок они разрушаются. Модификаторы вязкости используют для увеличения индекса вязкости. Чем слабее базовое масло - тем больше добавляют полимеров для сохранения стабильной вязкости, и соответственно больше вероятность быстрого износа масла.

Вторая по значимости группа присадок – это МОЮЩИЕ И ДИСПЕРГИРУЮЩИЕ. Задача этих компонентов отмывать нежелательные отложения в двигателе и нагары. А также не допускать повторного оседания грязи на деталях. Другими словами, эти присадки очищают двигатель и удерживают грязь в масле. Крупные частицы удерживаются фильтром, остальные находятся во взвешенном состоянии, не нанося вреда двигателю.  Так же как и загустители, моющие присадки со временем теряют свои свойства. От их количества во многом  и зависит величина межсервисного интервала.

ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ ПРИСАДКИ также важны. Само по себе масло не обладает достаточными защитными свойствами. Для этого дополнительно добавляют вещества, улучшающие противоизносные и антизадирные свойства масла. Они бывают маслорастворимые или в виде твердых смазок. В качестве последних используют дисульфид молибдена, графит, микрокерамику. Использование графита и микрокерамики требует тщательного подбора ингредиентов, а процесс производства таких масел очень высокотехнологичен.

АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ служат для длительного сохранения свойств самого масла. Дело в том, что в двигателе  масло работает в очень сложных условиях: высокие температуры, загрязнение продуктами износа и сгорания топлива и все это в присутствии кислорода. Частицы металлов, попадая в масло, выполняют роль катализаторов окислительных процессов. Без дополнительной защиты масло быстро окислится и потеряет свои свойства.

ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ не позволяют маслу застывать при сильных морозах. Дело в том, что в моторном масле обязательно присутствует парафин. При низких температурах, молекулы парафина слипаются, образуя крупные включения. При этом масло теряет текучесть. Депрессорные компоненты не позволяют частичкам парафина слипаться и таким образом препятствуют замерзанию масла при низких температурах.

ПРОТИВОКОРРОЗИОННЫЕ ПРИСАДКИ. Даже в присутствии масла металлические поверхности подвержены коррозии. Чтобы замедлить эти процессы, в масло добавляют компоненты, которые замедляют коррозию, защищая металл тонкой пленкой.

На высоких оборотах, двигатель подобно миксеру взбивает моторное масло. Образуется пена, которая не позволяет маслу выполнять свои функции. Чтобы избежать вспенивания, в масло добавляют некоторое количество силикона. Количество АНТИПЕННЫХ ПРИСАДОК нужно точно дозировать, так как при определенных условиях силикон может преобразовываться в кремний. А это абразив!

Как мы видим присадок много, и каждая выполняет свою, очень важную функцию. Наиболее грамотно производят и подбирают присадки крупные специализированные компании. Именно они поставляют готовые пакеты присадок на маслосмешивающие заводы.

Следующий этап в производстве масел – это блендинг сырья и получение готового продукта. На заводе, как правило, организованно несколько маслосмешивающих линий. Несмотря на кажущуюся простоту, блендинг очень важный этап производства моторных масел. От качества смешивания ингредиентов напрямую зависят свойства готового масла. Далее масло разливается в канистры, на которые наклеиваются этикетки и оно складируется. Качество упаковки тоже важно! Канистра должна быть удобной, герметично закрываться, не деформироваться и не протекать в процессе транспортировки и хранения. А этикетка - это визитная карточка любого продукта. Она должна быть информативной, легко читаемой и иметь привлекательный дизайн.

в создании статьи использовались методические материалы ООО "Европа", за что их сердечно благодарим  

Внимание! это сообщение появляется в Демо-версии.